Katori_shinto_ryu


Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (天真正伝香取神道流) была основана Иидзаса Тёисай Иэнао (1387–1488) в середине пятнадцатого века. Этот выдающийся воин был самураем семьи Тиба и участвовал во многих сражениях. Благодаря большому военному и жизненному опыту основатель осознал, что насилие и вражда приводят только к страданиям и смерти.

Поэтому, когда семья Тиба попала в немилость и была уничтожена, он покинул мирскую жизнь и стал затворником в святилище Катори. Этот храм, одно из самых значимых синтоистских святилищ в Японии, был построен в честь божества Фуцунуси-но-Оками, покровителя императорской семьи и хранителя воинской доблести.

Иидзаса ежедневно совершал службы в святилище, выполнял суровые церемонии очищения и совершенствовался в воинском искусстве на протяжении тысячи дней. В конце периода аскезы и тренировок он обрел духовное прозрение и основал учение, названное им Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, что можно перевести как Воинская традиция божественного пути.

На протяжении своей истории школа никогда не примыкала к политическим течениям, оставаясь независимой. Кроме того, ее двери были открыты для представителей всех сословий. Школа не имеет системы рангов для своих учеников, не проводит соревнований и запрещает поединки. Однако в процессе тренировок достойному ученику может быть присвоен свиток Мокуроку, подтверждающий его достижения. И если позже ученик достигнет высокой степени технического совершенства, ему выдается сертификат Мэнкё, разрешающий преподавание техники школы. Высшим сертификатом мастерства школы является Гокуи кайдэн.

Учение Тэнсин Сёдэн Катори стало источником для многих известных школ боевых искусств Японии. Тот факт, что школа Тэнсин Сёдэн Катори на протяжении многих веков сохранила изначальные традиции и чистоту форм, позволил в апреле 1960 года признать ее важнейшим национальным достоянием Японии, первой среди всех японских будо.

На сегодняшний день изучение наследия Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю осуществляется по линии двух учителей: Отакэ Рисукэ Сэнсэя (1925) и Ёсио Сугино Сэнсэя (1904–1998).

Объясняя суть учения школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, Отакэ Рисукэ Сэнсэй приводит цитату из каталога Мокуроку: «Учение о войне (兵法; хэйхо) – это учение о мире (平法; хэйхо), все мужчины должны об этом знать».

После вступления в школу от ученика ожидают, что он сохранит верность своей клятве в течение всей жизни, будет поступать в строгом соответствии с правилами школы и усердно тренироваться. Воин должен развивать силу и ловкость, чтобы сразить врага одним ударом. Тренировать несгибаемый дух, чтобы никто не мог внушить ему страх. Это суть классического будзюцу. Но если бы школа была только инструментом подготовки к сражению на поле боя, она не сохранилась бы до наших дней. Удалив ключевой элемент бусидо (пути воина) – смирение, – воинское искусство превращается в обычную систему насилия. Поэтому единственным истинным будо являются боевые искусства, которые проникнуты моралью и гуманизмом. Интенсивные длительные тренировки и практики школы приводят ум ученика в уравновешенное состояние и он понимает великую ценность учения о мире.

Основатель говорил, что победа заключается не в убийстве врага, а в достижении цели мирными средствами: «Тот, кто возобладает над своим противником, превосходит того, кто сбивает противника с ног». Можно привести множество примеров, когда попытки урегулировать конфликт с помощью грубой силы кончались бесславной смертью участников и способствовали гибели воинских традиций, которые они представляли.

Учение Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю показывает, что победа в бою не является настоящей победой. Настоящая победа достигается без применения насилия. Этот путь ведет к подлинному миру.

Так же, как враждебность порождает большую враждебность,
Её отсутствие приносит мир.
Это вечные истины.